Информация для родителей о федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования |
||
Федеральный государственный
образовательный стандарт
- Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования;
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта
являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные
умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п.
Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования
универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в
контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой
программы в комплексе Основной образовательной программы начального
общего образования задает деятельностный подход в образовательном
процессе начальной школы.
Важным элементом формирования
универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего
образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка
младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ)
и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред
указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена
подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация
программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения
нового образовательного стандарта.
личностным, включающим готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиям;
предметным, включающим освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для
данной предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов
научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по
предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются
в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных
требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение
этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода
его на следующую ступень образования.
Пример: выпускник научится самостоятельно
озаглавливать текст и создавать план текста; выпускник получит
возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержание этого
деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в
основной образовательной программе.
Изучение окружающего мира предполагает не
только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые
с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа,
цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их
результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение
современных видов искусства наравне с традиционными. В частности,
цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны
широко использоваться различные источники информации, в том числе, в
доступном Интернете.
В современной школе широко применяется
проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством
реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя
в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о
себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое
имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое. Родители
должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению,
применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное
использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках
по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над
текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего
мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой
деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины
природы, природные явления и т.п.
Через ИС учащиеся имеют контролируемый
доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать
дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть
в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Содержание занятий должно формироваться с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий
(начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми,
требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том
числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и
письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том
числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно
быть отражено в основной образовательной программе образовательного
учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в
предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и
внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и
согласуется с родителями обучающихся.
- в 1 классе - 35 минут (при невозможности
организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза
урока продолжается не более 35 минут);
- во 2-4 классах - 40-45 минут (по решению
общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года: в 1
классе - 33 учебные недели; во 2-4 классах - 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение
учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах
устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной
нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного
учреждения, который предусматривает:
- обязательные учебные занятия, объемом 20
часов в неделю;
- внеурочную деятельность младших
школьников, на которую отводится 10 часов в неделю. |
Введение ФГОС в школе:
Приказ об утверждении основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС)
План внеурочной деятельности 1-х классов на 2011-2012 учебный год (Дополнение к учебному плану)
|
|